Как правильно выбрать себе Аудитора?

Ответ:

Раздел 1. Стоимость аудиторских услуг

Стоимость аудиторских услуг, безусловно, зависит от многих факторов, в частности, от объема документооборота проверяемого предприятия; от эффективности работы внутреннего аудита; от степени автоматизации работы бухгалтерской службы и др. Аудиторские организации имеют право проводить предварительное ознакомление с документами бухгалтерской отчетности лица, подлежащего аудиту, для принятия решения о заключении договора на проведение аудита. Без проведения этого этапа велика опасность возникновения неоправданно высоких аудиторских рисков в отношении клиентов, деятельность которых связана с большим количеством нарушений юридических и бухгалтерских норм. Также это способствует адекватной оценке трудоемкости предстоящей работы и соответственно правильной оценке стоимости аудита.

Аудиторы осуществляют выборочную проверку. Метод проведения аудиторской выборки должен быть раскрыт во внутрифирменном стандарте. Заказчик может ознакомиться с внутрифирменным стандартом (или инструкцией), регламентирующим определение уровня существенности. Данный документ носит открытый характер и заказчик имеет право с ним познакомиться, так как уровень существенности влияет на определение объема работ, трудоемкость. Фирма "Аудит-ВИП" предоставляет клиенту, обратившемуся впервые, наряду с информационно-справочными материалами, технологическую карту проведения аудиторской проверки, с перечнем документов, которые формируются на каждом этапе. Также аудиторская фирма может в письме-обязательстве привести сведения об условиях оплаты и базе расчета стоимости аудиторских услуг.

В ООО "Аудит-ВИП" применяются несколько схем работы с заказчиками. Например, уже стало расхожим выражение, что аудитор для предприятия должен являться “домашним доктором”, поэтому наша фирма занимается не только диагностикой, но и профилактикой, а, следовательно, осуществляет постоянный аудиторский мониторинг. Постоянным клиентам предоставляется возможность общения с аудиторской фирмой при помощи интернет-технологий и т.п. В связи с этим стоимость непосредственно аудиторской проверки может для постоянных клиентов быть существенно снижена, так как аудиторы в течение всего года осуществляют определенные контрольные процедуры и формируют свое мнение о достоверности финансовой отчетности. В то же время, клиент может оперативно решать возникающие у него проблемы. При данной схеме клиент перечисляет аудиторской фирме авансовые платежи, включающие в себя оплату консультационных и других аудиторских услуг.

Также пользуется популярностью схема, предусматривающая проведение аудиторской проверки в несколько этапов. При этом оплата производится поэтапно.

Мы предлагаем различные формы обслуживания - разовое и абонементное, и всегда готовы учесть пожелания наших клиентов.

Абонементное обслуживание или "статус постоянного клиента" предусматривает:

1 категория: Информационно-консультационное обслуживание Сотрудники отдела консалтинга осуществляют:
bulletконсультации (письменные и устные, в том числе с выездом специалистов на места) по всем вопросам бухгалтерского учета, отчетности, финансовой деятельности, налогового планирования; консультации по различиям в принципах бухгалтерского учета и отчетности между западной и российской системами;
bulletконсультации по планированию, коммерческой структуре, ведению переговоров и деятельности совместных предприятий;
bulletконсультации по вопросам предпринимательства, внешнеэкономической деятельности, гражданскому, финансовому, трудовому и иному законодательству;
bulletпредоставляют информацию о новых требованиях к бухгалтерскому учету и отчетности, налогообложению, аудиторской деятельности.

Предоставляются нормативные документы по запросам. Текущее консультирование производится исходя из специфики вопроса представителем отдела. По его результатам заполняется форма "Карта консультации".

Это позволяет:

bulletконтролировать правильность ответов;
bulletизбегать впоследствии споров с Заказчиком о сути данных ответов, так как бланк подписывается им;
bulletрассчитывать затраченные человеко-часы;
2 категория: Услуги в области организации и ведения бухгалтерского учета
bulletПостановка бухгалтерского учета и документооборота на предприятии.
bulletОрганизация и методического сопровождение службы внутреннего аудита.
bulletТестирование сотрудников.
bulletРазработка учетной политики предприятия.

Предусматривается оказание информационно-консультационной и юридической поддержки; разработка ценовой, налоговой политики; оказание квалифицированную помощь в подборе и аттестации ответственных учетных работников.

Стоимость услуг зависит от объема работ.

3 категория: Мониторинг

Абонементное обслуживание включает в себя обеспечение необходимой информацией, предоставление необходимой документации, индивидуальное обучение и подготовку главного бухгалтера, предбалансовую проверку отчетности, оказание помощи в составлении и заключении контрактов, договоров, постановку документооборота на фирме.

Возможно консультирование и предоставление информации по телефону.

Стоимость услуг зависит от объема работ.

4 категория: Аудиторское сопровождение

Аудиторское сопровождение - комплексная услуга, включающая в себя информационно-консультационное и юридическое обслуживание предприятия, а также проведение ежеквартальной проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия и получение аудиторского заключения по итогам года.

В связи с тем, что большая часть аудиторских проверок приходится на ограниченный промежуток времени (декабрь-март), постоянные клиенты будут пользоваться правом приоритетной проверки, т.е. аудит будет проведен в любое удобное для клиента время, заранее согласованное с нами.

Мы рассчитываем, что в результате наших работ постоянный клиент получит существенную экономию времени и денег: так как будут своевременно решаться налоговые и учетные проблемы, снизятся совокупные затраты времени на аудит, а значит, и сокращено время отвлечения учетных работников от их прямых обязанностей.

Стоимость обслуживания зависит от объема работ. Оплата производится поквартально.

Статус постоянного клиента включает в себя и ряд других преимуществ и льгот.

 

Раздел 2. Какие услуги оказывает аудиторская фирма?

Какие услуги, помимо аудиторских проверок, может оказывать аудиторская фирма?

В настоящее время аудиторская деятельность включает как собственно аудит (обязательный аудит), так и сопутствующие аудиту услуги. В настоящее время разработан одобрен стандарт аудиторской деятельности "Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним". Стандарт соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. N 2263.

В данном стандарте приведена следующая классификация сопутствующих услуг:

"2.3. Услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказывают по:

а) постановке бухгалтерского учета;

б) контролю ведения учета и составлению отчетности;

в) контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей;

г) анализу хозяйственной и финансовой деятельности;

д) оценке экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности, систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;

е) представлению интересов экономического субъекта по доверенности перед третьими лицами;

ж) проведению семинаров, повышению квалификации и обучению персонала экономических субъектов, и в частности аудиторских организаций;

з) научной разработке, изданию методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово-хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву и т.д.;

и) компьютеризации бухгалтерского учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению, анализа хозяйственной деятельности, аудита и т.д.;

к) консультационным услугам по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий;

л) информационному обслуживанию;

м) экспертному обслуживанию;

н) подбору и тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта;

о) другие.

2.4. Услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказывают по:

а) ведению бухгалтерского учета;

б) восстановлению бухгалтерского учета;

в) составлению налоговых деклараций;

г) составлению бухгалтерской отчетности”.

Аудиторская организация несет ответственность за качество и сроки оказания сопутствующих аудиторских услуг согласно действующему законодательству, а также в соответствии с условиями договора, заключаемого между аудиторской организацией и экономическим субъектом. Аудиторская организация освобождается от ответственности за качество оказываемых сопутствующих аудиту услуг и сроки их выполнения в случае предоставления ложной или неполной информации, а также в случае задержки в ее предоставлении со стороны экономического субъекта.

 

Раздел 3. Соблюдение стандартов.

Должны ли соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности работники проверяемого предприятия?

Основное назначение стандартизации аудиторской деятельности – установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности. Установление норм аудита и определенного набора требований к нему прежде всего вызвано необходимостью однозначного понимания термина “аудит” всеми пользователями бухгалтерской отчетности, независимо от местоположения (страны) экономического субъекта, его отраслевой принадлежности, профессиональной подготовленности самого пользователя. Таким образом круг пользователей аудиторских правил (стандартов) не ограничивается непосредственно аудиторами. В ряде статей, посвященных обсуждению аудиторских правил (стандартов) подчеркивалось, что в связи с тем, что аудит в России находится только в стадии становления и еще не имеет установившихся традиций, большой интерес к аудиторским правилам (стандартам) можно ожидать от круга лиц, непосредственно заинтересованных в качестве аудита и изучении его возможностей при проверках достоверности бухгалтерской отчетности, то есть от собственников, руководителей предприятий, потенциальных инвесторов, судебных органов, бухгалтерской общественности.

Уже при разработке аудиторских стандартов учитывалось то обстоятельство, что круг их пользователей в нашей стране существенно шире, чем в международной практике, поэтому особое внимание уделялось доступной форме изложения, более подробному раскрытию терминов и т.п. Безусловно, необходимы соответствующие комментарии и разъяснения аудиторских правил (стандартов), адресованные пользователям аудиторских услуг, особенно тех положений правил (стандартов), которые непосредственно касаются руководителей экономических субъектов и работников экономических служб. В настоящее время такие материалы почти отсутствуют и обсуждение аудиторских правил (стандартов) стало сугубо цеховым делом аудиторов.

Хотелось бы обратить внимание на то, что в международной практике аудита существует понятие “разрыва ожиданий”, то есть “разрыва” между результатами работы аудиторов и ожиданиями потребителей информации. В настоящее время в практике российского аудита данной проблеме практически не уделяется внимания, что отнюдь не означает отсутствие как самих “ожиданий”, так и “разрыва”. В “Аудите Монтгомери” причинами возникновения “разрыва ожиданий” указываются следующие факторы: “К середине 80-х гг. “разрыв ожиданий” не только продолжал существовать, но и увеличился вследствие сложного экономического положения в некоторых отраслях промышленности и из-за скандальных громких банкротств по причине сомнительных деловых операций или отсутствия у руководства (компаний) точного понимания риска, связанного с бизнесом… Помимо этого администрация и директора крупных корпораций выражали желание, чтобы независимые аудиторы оказывали большую помощь в определении их финансового состояния и перспектив развития, и о том, чтобы аудиторы лучше исполняли свои обязанности при обнаружении отклонений”. Как мы видим, описанная ситуация вполне может быть спроецированы на российскую действительность. Для сокращения “разрыва ожиданий” прежде всего необходимо тесное взаимодействие между аудиторами и потребителями аудиторских услуг.

АФ “Сервис-аудит” разработала специальные для своих клиентов информационно-справочные материалы, в которых знакомит с положениям аудиторских правил (стандартов), непосредственно касающихся взаимодействия аудиторов и руководства и персонала проверяемых экономических субъектов, а также знакомящих пользователей аудиторских услуг с отдельными нормами и процедурами аудита. Данные материалы, подготовленные в виде справочных таблиц, классификаторов и схем, помогут не только оптимально подготовиться к аудиторской проверке, достичь взаимопонимания между аудиторской фирмой и экономическим субъектом по целому ряду вопросов, но могут быть использованы и для проведения внутреннего аудита.

 

Раздел 4. Ответственность аудиторской фирмы.

Контроль качества аудиторских услуг.

В мировой практике аудита сложилась определенная система управления качеством аудита, составляющими которой являются:

bulletАттестация
bulletЛицензирование
bulletОпределение ответственности
bulletВведение определенных ограничений
bulletПрофессиональная этика
bulletСтандартизация аудиторской деятельности.

Первые пять направлений задают условия функционирования аудиторов и аудиторских фирм, формируют профессиональные и личностные требования к аудиторам. Стандартизация в большей степени влияет непосредственно на процесс аудирования и носит нормативно-методический характер.

Обращаем внимание на то, что обязательная аудиторская проверка должна проводиться в соответствии со стандартами аудиторской деятельности. Положения стандартов обязательны к применению как для аудиторов, так и для проверяемого предприятия. Поэтому, например, в аудиторской фирме “Аудит-ВИП” разработаны специальные информационно-справочные материалы для клиента, где разъясняются положения стандартов, непосредственно касающихся сотрудников проверяемого предприятия; рассматривается взаимная ответственность и права сторон; приводится перечень документов, которые должны быть сформированы в ходе аудита; даны наглядные схемы взаимодействия. Также очень важно обратить внимание на документальное обеспечение аудиторской фирмы: внутрифирменные стандарты, рабочие документы и т.д. Безусловно, на этапе переговоров это сделать довольно трудно, но тем не менее следует, например, поинтересоваться внутрифирменным стандартом (или инструкцией), регламентирующим определение уровня существенности. Данный документ носит открытый характер и заказчик имеет право с ним познакомиться, так как уровень существенности влияет на определение объема работ, трудоемкость. Фирма “Аудит-ВИП”, предоставляет клиенту, обратившемуся впервые, наряду с информационно-справочными материалами, технологическую карту проведения аудиторской проверки, с перечнем документов, которые формируются на каждом этапе.

Вопросы управления качеством аудита в настоящее время приобретают жизненно важное значение.

8 -9 октября 1998 г. состоялось расширенное заседание ЦАЛАК с участием руководителей учебно-методических центров (УМЦ) по аттестации и переподготовке аудиторов, на котором, в частности, отмечалось: “Говоря о качестве аудита, необходимо отметить, что за 9 месяцев 1998 г. в отдел контроля в сфере аудиторской деятельности Департамента государственного финансового контроля и аудита поступило 173 обращения, в том числе за III квартал 1998 г. - 78 обращений. Для сравнения нужно отметить, что за весь 1997 г. поступило 79 обращений, т.е. наблюдается весьма существенный рост. В разрезе типов субъектов, от которых поступали обращения в течение трех кварталов нынешнего года, ситуация такова:

1) от финансовых и налоговых органов - 10 обращений, рост составил 100%;

2) от правоохранительных органов и арбитражных судов - 11 обращений, рост составил 10%;

3) от прочих государственных органов поступило 19 обращений, что почти в 3 раза превышает количество обращений за прошлый год;

4) от экономических субъектов, организаций поступило 109 обращений, что более чем в 2 раза превышает количество обращений за 1997 г.

Кроме того, поступило 9 обращений от частных лиц, 14 - от акционеров и 1 - от общественных организаций. Основной причиной для обращения с жалобой послужили материалы проверок налоговых органов, по результатам которых произведены доначисления в бюджет и применены финансовые санкции, проведенные после выдачи аудиторскими фирмами безусловных и условно-положительных аудиторских заключений. По жалобам, поступившим за три квартала 1998 г., проведено 45 проверок качества аудиторских заключений в аудиторских фирмах, и по ряду из них проведены камеральные проверки. В результате проверок решениями ЦАЛАК 5 аудиторских фирм и практикующих аудиторов лишены лицензий на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита. По 6 проверкам принято решение предупредить руководителей о недопустимости нарушения Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации и Порядка составления аудиторских заключений, и в случае повторного нарушения будет рассмотрен вопрос о лишении лицензии. В результате остальных проверок нарушений действующего законодательства не выявлено, о чем сообщено руководству проверяемых фирм. Кроме того, в 1998 г. по поручению ЦАЛАК Минфина России было проведено 29 инициативных проверок аудиторских фирм. Проверки качества выдаваемых аудиторских заключений были проведены в 11 фирмах. По итогам этих проверок 3 фирмы лишены лицензий на право осуществления аудиторской деятельности в области общего аудита за выдачу некачественных аудиторских заключений и у 6 фирм нарушений законодательства в их деятельности не выявлено. Проверка фактического места нахождения, а также наличия изменений в учредительных документах, других данных, включенных в государственный реестр, была проведена в 1998 г. в 18 аудиторских фирмах Москвы. По результатам проверок в 5 фирм, местонахождение которых не выявлено, направлены письма с предложением в недельный срок представить Минфину России уточненные почтовые реквизиты, включая юридический и фактический адреса, а также номера средств связи. В случае непредставления данных ЦАЛАК Минфина России будет поставлен вопрос об аннулировании лицензий этих фирм на осуществление аудиторской деятельности. Систематические публикации материалов по данной тематике в средствах массовой информации вызвали огромный поток обращений от аудиторов и аудиторских фирм в Департамент государственного финансового контроля и аудита, в которых содержались уточненные данные для занесения в Государственный реестр. Это - прямой профилактический эффект даже в условиях несовершенного законодательства.”

 

 

 

Hosted by uCoz